Консультация для воспитателей ДОУ Тема: «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Составила

Старший воспитатель:

Сафронова И.В

Г.Тверь 2016г

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.

задачи:

1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка.

2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.

Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

           В переводе с греческого проект - это путь исследования.

           Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей

Экологический проект обязательно предполагает проведение исследования в которое вовлекаются все

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

• Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

• Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

• Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

 С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели).

 Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду -это наблюдение и эксперимент.

Способы обобщение и оформления результатов исследований :

  •  Тематические рисунки.
  •  Составление рассказов.
  •  Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.
  •  Составление мини-книжки.
  •  Составление фото-отчета (с помощью родителей) .

Три этапа реализации экологического проекта:

1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.

2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.

3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц, День Земли.

Какие экологические проекты можно реализовать   в детском саду?

С детьми младшего возраста возможно организовать проекты «Вода - водичка», «Волшебное семечко», «Наши деревья», «Ребятки с грядки». «Лаборатория неживой природы».

 Малыши могут наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и плодами растений.

При изучении свойств воды, можно поставить опыт «Растворение сладких и соленых веществ».

 Семена высаживаются в горшки и проращиваются.

 Результаты опытов, которые производятся в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в продуктивной деятельности.

Дети средней группы могут принять участие в проектах: «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья».  « Птицы наши друзья»-

 дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.

 Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с растениями.

С ребятами старшей и подготовительной группы, можно организовывать больше. Так, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.

В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.

Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить

погодные явления и научиться их

предсказывать по подсказкам природы.

, проект «Коровье молоко и его  целебные свойства»  позволяет узнать  этапы появления молока,

какую пользу молоко приносит  организму человека, и узнать многие

интересные факты о коровах.

Формы работы с родителями по   экологическому воспитанию:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

 Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

 Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.

 Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах  и т.д.

 Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

 Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

 Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ   ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2.        При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12.        Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

Презентация материала (просмотреть,скачать)