Консультация для родителей. Тема: « Экологическое воспитание в семье»

Составила:

Старший воспитатель

Сафронова И.В

Г. Тверь 2016г

            Ни для кого не секрет, что потребительское отношение к природе нашей планеты, ставит под угрозу не только существование отдельных  экосистем,  но и человечества в целом. Конечно, не стоит запугивать маленького ребенка масштабами грозящей катастрофы и концом света. Просто объясните, доступным ребенку языком, что всего этого можно избежать, если вести себя правильно.

Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например.

•             Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

•             Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу.   Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не   луг.   Не   ловите   бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

•             Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

•             Дайте оценку этому поступку.

•             Как бы Вы поступили?

•             Что надо делать, когда встречаете птиц?

•             Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

•             Надо ли помогать птицам? Как?

•             Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

   С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

     Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

    Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

   Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

    Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

    Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

   Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Экологическое воспитание заключается не только в бережном отношении к природным ресурсам. С самого раннего возраста ребенку необходимо привить любовь к животным, растениям, природной красоте. Ведь то, что человек – Царь природы, придумано нами – людьми. Как не грустно это звучит, но растения и животные приносят больше пользы, чем мы – люди. Человек пользуется благами, подаренными природой, а оставляет после себя лишь мусор, засоряющий нашу планету.

Поэтому важно научить наших детей:

Беречь растения. Не ломать ветки деревьев для игр, а поднимать уже обломанные ветром. Посадите вместе с ребенком, хотя бы одно дерево. На дачном участке отведите клумбочку для малыша. Пусть вырастит своими руками цветы или овощи. Расскажите, что именно благодаря растениям мы можем дышать, поэтому в лесу очень легко дышится, а в городе воздух  «тяжелый».

Любить животных. Не нужно обижать котов, собак, давить жуков. Дети просто не задумываются, что животные, птицы и насекомые могут испытывать боль и страх. Читайте больше сказок про животных, постройте скворечник, зимнюю кормушку для птиц, заведите домашнее животное.

Не бросать мусор где попало. Вы, конечно же, объясняли ребенку, что мусор нужно бросать в урну, но он все-равно норовит тайком бросить бумажку от мороженого на тротуар? Не поленитесь вернуться и попросить ребенка поднять и выбросить мусор в отведенное место. На природе собирайте мусор в пакет и забирайте с собой. В некоторых странах, за брошенный на улице мусор, полагается большой штраф.

Беречь природные ресурсы. Научите, выходя из комнаты, выключать свет. Не тратить много воды и тщательно закручивать краны. В США и странах Европы уже давно экономят электроэнергию и воду. Набрать ванну воды и поплескаться  для многих - непозволительная роскошь (вода очень дорогая).  В комнатах ставят датчики движения: когда человек входит – свет включается, а когда выходит – выключается, многие устанавливают во дворе ветряки и солнечные батареи.

Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Взрослые должны сами бережно относиться к природе и чаще обращать внимание детей на это. Давайте любить наш Дом – нашу Голубую планету, тогда и она будет любить и радовать нас.