Подготовила

Старший воспитатель

Сафронова И.В.

 Г.Тверь 2016г

В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют ряд функций :

 

          а). Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

     Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

б). Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

в). Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе как в зимний период, так и во время летнего отдыха.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

  1. 1. на территории дошкольного учреждения;
  2. 2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер);
  3. 3. в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропинки выбирают различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельно красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

     Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения; в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малыша можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.  

     Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку)» тропинки – сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на   роль «хозяина» тропы наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги).

     В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей – просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы – конфеты, орехи на деревьях.

     План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.  

Экологическая тропинка на территории детского сада

      

      Эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения. Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.  

     В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Так, многие детские сады проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н. А. Рыжовой «Как медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.  

     Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности (луга, леса). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

     При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.  

     На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности создайте условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны.  

     Красиво цветущие растения  нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.  

     Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

       Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

      Характерными особенностями совместной деятельности являются:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.  

               Методика работы на тропе избирается педагогом самостоятельно в зависимости от дидактических целей и задач, которые стоят перед ним на каждом конкретном этапе. 

     При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дошкольники и младшие школьники, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, да еще столь сложного, как экология. Целесообразнее посещать тропу многократно и при каждом посещении работать с одним – двумя объектами.

      Для обсуждения выбираются вопросы, к решению которых дети подготовлены на предыдущих этапах обучения. Ни в коем случае нельзя задавать все вопросы, которые приведены в разделе «Характеристика объектов». Как видно из текста, они представляют собой не конспект единой беседы, а разные варианты бесед, которые можно организовать возле каждого объекта. Педагог выбирает те, которые соответствуют его замыслам.

      Все возникающие проблемы необходимо решать в игровой форме: то ли это Незнайка в чем-то запутался, то ли Хозяин природы регулярно присылает письма с вопросами, ответ на которые должны отыскать дети самостоятельно, то ли в группе организован постоянно действующий конкурс Умников и Умниц, и один-два раза в неделю они соревнуются между собой на тропе в течение 7 – 10 минут. Каждый педагог выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

     Важно соблюдать следующие принципы:

не перегружать детей фактическим материалом;

не проводить занятия в лекционной форме, когда педагог указывает на объект и рассказывает о нем, а дети молча слушают монолог воспитателя.

     В этих двух случаях экологические знания усвоены детьми не будут.   

.
     Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.