Возрастные особенности ребенка

РАННЕЕ ДЕТСТВО От 1 до 3-х лет. Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически он связан с ней еще длительное время. Ранний возраст – это возраст психологического отделения от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и инстинктивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы самосознания.
Рассматривая психические функции, нужно отметить в первую очередь, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Речь. Автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми.

Если общения не достаточно, освоение речи замедляется. Осваивая родную речь, дети овладевают как, фонематической, так и семантической стороной. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, сходные по какому-либо существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие предметы. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Помимо речи развивается восприятие, мышление, память, внимание. Внимание непроизвольное, вызывается внешне привлекательными предметами, легко переключаемое. Дети раннего возраста максимально связаны с наличной ситуацией, тем что они непосредственно воспринимают. Все их поведение импульсивно, ничто из того, что лежит вне этой ситуации, их не привлекает. Наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен солгать, выдумать, только к концу раннего детства он может говорить то, чего нет на самом деле. В процесс активного восприятия включается память, в основном это узнавание. Мышление детей наглядно-действенное. Во время совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности. Ведущий вид деятельности в этот период – предметно-манипулятивная. В конце раннего детства уже появляется игра с сюжетом, режиссерская игра. Такие игры непродолжительны, примитивны. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают познавать мир взрослых предметов, преобладает мотив сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису трех лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Как известно, аффективные вспышки легче гасятся, когда взрослые достаточно спокойно реагируют на них, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении со взрослыми следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. К 3-м годам появляются личные действия, осознание «Я - сам». Возникают чисто эмоциональная завышенная самооценка. К концу раннего детства возникает кризис 3-х лет – кризис выделения своего Я. Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить новые глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, а самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в общении со взрослыми, и никогда – с детьми. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, а на требование взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Вторая характеристика кризиса 3х лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или давно расхотелось. В переходный возраст может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса это может привести к своеволию, так как самостоятельность неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. У некоторых детей конфликты со взрослыми становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этом случае говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые никаких прав в семье не имеют, с точки зрения юного деспота. Следующая характеристика, присущая всем последующим переходным периодам – обесценивание. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка: не менее бурный ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте. МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. (3 -4 года) Младшие дошкольники играют в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Психические процессы имеют непроизвольный характер, внимание непроизвольное. Запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, является непроизвольными. Первые припоминания впечатлений относятся обычно к возрасту 4-х лет. У ребенка складывается долговременная память, ее основные механизмы: один из них – ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. В развитии памяти огромное значение имеет игра, поэтому дети 3-4 летнего возраста могут в играх произвольно припомнить, запомнить, помнить материал в играх. У детей 3-4х лет преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, они восстанавливают действительность в основном на эмоциональной основе. Ребенок не может восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовывать, расчленять, воображение слабое основанное на эмоциональных реакциях. Воображение разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное – формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате осознания ребенком своего «Я». Мышление детей 3-4х лет – наглядно-действенное. Речь используется для называния предметов, с которыми дети манипулируют. Ребенок не может действовать в уме, но может решать задачи в наглядно действенном плане. В младшем дошкольном возрасте наряду с режиссерской игрой возникает образно-ролевая игра, проигрывание тех образов, которые оставили яркое эмоциональное переживание. Игра в один и тот же сюжет становится более устойчивой. В 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, затем ему нужно переключиться на другое. Младшие дошкольники имитируют процесс выполнения действий и забывают о результате, действия не согласуются друг с другом. Младшие дошкольники играют рядом, но не вместе, общения в игре нет. Растет словарный запас, развивается словотворчество. Восприятие, благодаря прошлому опыту становится многоплановым, развивается апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта, восприятие утрачивает свой первоначальный аффективный характер. Важным личностным механизмом является формирование соподчинения мотивов (реагирование на привлекательный предмет из нескольких). Сильный мотив – поощрение, слабый – наказание, слабее всего – обещание ребенка. СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет) Основной вид деятельности – игра. Игры становятся совместными, в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, темы различны, хорошо знакомые детям. Исполнители – дети, взрослые, игрушки. В 4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут. Игра способствует не только общению, но и становлению произвольного поведения ребенка. Формируется контроль поведения, дети начинают контролировать других детей, появляется лидерство, организаторские навыки, развиваются мотивы, появляются цели. Растет словарный запас – до 2500 слов: больше или меньше зависит от условий жизни, усваивает грамматические формы языка, овладевает всеми формами устной речи. Диалоги становятся содержательными, ребенок учится задавать вопросы, думать вслух. Память становится доминирующей функцией. Начинает формироваться произвольная память, наиболее трудный материал для запоминания ребенок может воспроизвести играя. Память включается в процесс формирования личности. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия. С развитием апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным. В нем появляются произвольные действия: поиск, наблюдение, рассматривание. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Восприятие тесно связано с мышлением, мышление – наглядно-образное. Для того, чтобы ребенок логически правильно рассуждал, нужно, чтобы он наблюдал доступные его пониманию факты. Тесно связаны друг с другом эмоциональная, мотивационная сферы, формируется самосознание. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, идет дальнейшее развитие соподчинения мотивов, мотивы приобретают разную силу и значимость, появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием (соревнование, успех), мотивация достижения, избегание неудачи. Самооценка завышена, ребенок преувеличивает свои достижения, начинает осознавать свои переживания, эмоции. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5 – 7 лет) Ведущий вид деятельности – игра. Тематика богатая, разнообразная. Особая роль отводится точному соблюдению правил, субординационных отношений. Кроме сюжетно-ролевых игр игровой индивидуальной деятельностью детей является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. Выделяются игры-соревнования, в которых привлекательным моментом становится успех, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. Игра способствует развитию межличностного сотрудничества. Кроме игровой деятельности добавляется учебная деятельность. Психические процессы к концу дошкольного возраста начинают носить произвольный характер. Словарный запас ребенка 6-ти лет – 2500 – 3000 слов. Завершается процесс овладения речью. Память постепенно начинает носить произвольный характер, развиваются специальные мнемические процессы, которые позволяют лучше запомнить и воспроизвести материал. Объем памяти повышается. Запоминание механическое, основанное на повторениях. В восприятии под влиянием художественной, конструкторской, продуктивной деятельности складываются сложные виды персептивной аналитико-синтетической деятельности (способность расчленять видимый предмет на части, а затем слова объединять). Старшие дошкольники в состоянии произвольно управлять вниманием. В воображении начинает действовать механизм проекции, к 6-7 годам воображение достигает такого уровня, когда многие из детей способны представить и жить в воображаемом мире. Мышление от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, ребенок может оперировать словами, понимать логику рассуждений. Развитие всех этих психических процессов важны для поступления в школу, обеспечивая усвоение школьной программы. Готовность к школе должна быть не только психологическая, должен быть развит самоконтроль, трудовые навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Внимание должно быть произвольным, иметь достаточный объем, устойчивость, распределение, переключаемость. Большие требования к памяти, воображению, еще большее значение имеет мышление. Речевая готовность – предпосылки к усвоению письма, средство общения. Личностная, мотивационная готовность, способности, коммуникативные черты характера ребенка.