Конспект НОД по математике

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

 

Тема: «Прогулка в осенний лес»

 

Формирование элементарных математических представлений в средней группе.

                                                                                         Кузнецова  Мария Вячеславовна

                                                                                         Воспитатель первой категории

                                                                                         МДОУ детский сад №149 г. Тверь

                                                                                         Сафронова Ирина Вячеславовна

                                                                                         Старший воспитатель высшей категории

                                                                                         МДОУ детский сад №149 г. Тверь

                                                                            

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Безопасность».

Программное содержание.

1. Образовательные задачи:

- продолжать формировать представления детей о частях суток, временной последовательности;

- продолжать формировать умение сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине);

-упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);

- закреплять умение считать в пределах 5;

- продолжать знакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?».

2. Развивающие задачи:

- продолжать развивать мыслительные операции (анализ, синтез), память, логическое мышление;

- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;

- продолжать формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, обобщения;

- продолжать развивать интерес к занятиям математикой.

3. Речевые задачи:

- продолжать учить детей строить связные суждения;

- продолжать формировать умение объяснять, рассказывать, доказывать, давать развёрнутые ответы;

- продолжать учить обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями;

- активизировать словарь детей, упражнять в употреблении  прилагательных – антонимов.

4. Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к совместному выполнению заданий;

- воспитывать умение прислушиваться к ответам других детей, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.

Оборудование:

Столы с раздаточным материалом для детей,фланелеграф,  магнитофон, 2 гимнастические скамейки.

Демонстрационный материал:

5 ёлочек; 5 белочек; игрушки зайца, медведя, лисы, ёжика; чудесный мешочек; плоскостные изображения геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник); карточки с изображением ёлочек и белочек, геометрических фигур, зайчика с дорожками и мячиками, лесных зверей;   музыкальные фонограммы (« Песенка друзей» сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского,MP3 CD.ru. Музпросвет « Звуки природы. Щебет птиц»).

Раздаточный материал (по количеству детей):

Бумажные полоски - «дорожки» разной длины и ширины по 2 на каждого ребёнка, мячики большие и маленькие на каждого ребёнка.

Количество детей на занятии – 8 человек.

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

Опрос детей, наблюдение за деятельностью детей.

Организация детей в процессе НОД:

Вводная часть– дети стоят врассыпную перед воспитателем; дети строятся друг за другом и едут на паровозике.

Основная часть–в лесу дети встают полукругом; дети садятся на скамейки; дети встают и подходят к столам с раздаточным материалом; встают врассыпную на физкультминутку; садятся на скамейки.

Итог – дети строятся друг за другом и едут на паровозике.

Подготовка воспитателя к занятию:

- анализ программы;

- разработка конспекта занятия;

- подготовка оборудования, демонстрационного и раздаточного материала.

Время проведения занятия:  17 минут + 3 минуты (резервное время):

1 часть занятия -   3 минуты;

2 часть занятия – 14 минут;

3 часть занятия -  3 минуты.

Предварительная работа: осенняя экскурсия в парк; отгадывание загадок о временах года и частях суток; нахождение в окружающей обстановке предметов круглой, квадратной и треугольной формы; беседа о правилах поведения в лесу.

Ход НОД

 

Вводная часть.

Воспитатель: ребята, на улице наступила осень. Все деревья стоят разноцветные, блестят на солнышке. Хотите сегодня отправиться на прогулку в осенний лес?

Утвердительные ответы детей.

Воспитатель: чтобы решить, когда нам поехать в осенний лес, нужно отгадать загадку.

Отгадайте загадку:

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Дети просыпаются,

В садик собираются.

Когда это бывает?

Предполагаемые ответы детей: утром.

Воспитатель: Поедем в лес на паровозике. ( Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи  и едут на паровозике).

(звучит « Песенка друзей»).

Основная часть.

Воспитатель: вот мы и приехали!( Фонограмма « Звуки природы. Щебет птиц»). Посмотрите, как кругом красиво!Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу?

Предполагаемые ответы детей: тихо, не шуметь, не сорить, не ломать веточки.

Воспитатель: правильно, ребята, лес надо беречь. Посмотрите, на лесной полянке растут ёлочки, посчитайте, сколько их?

Предполагаемые ответы детей:  5.

Воспитатель:посмотрите, на деревьяхсидят белочки. Сколько их?

Предполагаемые ответы детей:  4

Воспитатель: дети, как вы думаете, чего или кого больше: ёлочек или белочек?

Предполагаемые ответы детей: ёлочек 5, а белочек 4, значит больше ёлочек.

Воспитатель: скажите, чего или кого меньше?

Предполагаемые ответы детей:  белочек 4, а ёлочек 5, значит белочек меньше.

Воспитатель: подумайте, дети, что нужно сделать, чтобы ёлочек и белочек стало поровну?

Предполагаемые ответы детей: убрать одну ёлочку или добавить одну белочку.

Воспитатель: дети, посмотрите, белочка принесла нам сюрприз, это – чудесный мешочек, в нем что-то лежит.

Маша, подойди  ко мне, посмотри, что лежит в мешочке.

(дети в количестве 3-4 человек поочередно подходят к воспитателю,  достают и называют геометрические фигуры: круг, квадрат,треугольник).

Воспитатель: дети, посмотрите внимательно и скажите, что есть у квадрата?

Предполагаемые ответы детей: углы.

Воспитатель: дети, посмотрите внимательно и скажите, что есть у треугольника?

Предполагаемые ответы детей: углы.

Воспитатель: правильно, у квадрата и треугольника есть углы. Дети, посмотрите внимательно на квадрат (показывает указкой) и треугольник (показывает указкой) и скажите, похожи эти фигуры?

Воспитатель дает возможность детям дать самостоятельные ответы.

Воспитатель: правильно, дети, квадрат и треугольник похожи тем, что у них есть углы.

Воспитатель: дети, как вы думаете, отличаются ли эти фигуры друг от друга?

Воспитатель дает возможность детям дать самостоятельные ответы

Воспитатель: правильно, дети, квадрат и треугольник отличаются тем, что у квадрата 4 угла, а у треугольника 3 угла. У какой фигуры больше углов? У какой фигуры меньше углов?

Предполагаемые ответы детей:  у квадрата четыре угла, а у треугольника три угла.

Воспитатель: дети, а вот еще одна фигура. Как она называется?

Предполагаемые ответы детей: круг.

Воспитатель: подумайте, дети и скажите, чем отличается круг от квадрата и треугольника?

Предполагаемые ответы детей: укруга нет углов.

Воспитатель: правильно. Давайте  поиграем и посмотрим,  кто из вас самый внимательный.

Игра « Угадай, какая фигура спряталась».

Воспитатель выставляет на фланелеграф геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру. Дети открывают глаза и называют фигуру, которая спряталась.( Игра повторяется 2 раза).

Воспитатель: молодцы, вы правильно угадывали, а теперь послушайте загадку.

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети,

Погуляли, поиграли,

И обедать убежали.

Когда это бывает? (днём)

Воспитатель: а можно днём поиграть в мячик?

Утвердительные ответы детей.

Воспитатель: дети, посмотрите, кто к нам прибежал?

Предполагаемые ответы детей: зайчик.

Воспитатель: зайчик прибежал на нашу полянку поиграть с мячиком. Он хочет покатать мячики по дорожкам, но не знает, как это сделать. Хотите ему помочь?

Утвердительные ответы детей.

Воспитатель: пойдем и поможем зайчику.

(работа с раздаточным материалом, столы стоят буковой « П», зайчик в середине).

Воспитатель: дети, посмотрите, в лесу есть дорожки. Что можно сказать о длине дорожек?

Предполагаемые ответы детей:  они разные.

Воспитатель: покажите длинную дорожку, короткую. Что можно сказать о ширине дорожек?

Предполагаемые ответы детей: они разные.

Воспитатель: покажите широкую дорожку,узкую (дети выполняют задание).

Воспитатель: возьмите большой мячик и прокатите его по длинной и широкой дорожке, а маленький – по  короткой и узкой дорожке( дети выполняют задание).

Воспитатель: молодцы! А сейчас зайчик приглашает вас на зарядку.

Физкультминутка.

Дети стоят врассыпную.

Как зайчата – раз, два, три. (Делают « ушки» из пальчиков на голове, прыгают на носочках).

Как бельчата – раз, два, три. (Сгибают руки перед грудью, прыгают на носочках).

И как мишка – раз, два. (Ноги на ширине плеч, руки опущены, топают правой, потом левой ногой).

Как лосишка – раз, два. (Делают из ладошек « рога» на голове, топают правой, потом левой ногой).

И как ёжик быстро – раз.

Не откроем больше глаз. (Приседают и группируются, сидят с закрытыми глазами).

Воспитатель выставляет игрушки зверей: медведя, зайца, белки, ёжика, лисы.

Воспитатель: откройте глазки, ребятки, посмотрите, кто ещё пришел на нашу полянку.

Предполагаемые ответы детей: белка, заяц, медведь, лиса, ёжик.

Воспитатель: кто из них стоит первым?

Предполагаемые ответы детей: белка.

Воспитатель: какой по счёту медведь?

Предполагаемые ответы детей: третий.

Воспитатель: а какой по счёту заяц?

Предполагаемые ответы детей: второй.

Воспитатель: а кто последний?

Предполагаемые ответы детей: ёжик.

Воспитатель: кто стоит между зайцем и лисой?

Предполагаемые ответы детей: медведь.

Воспитатель: какая по счёту лиса?

Предполагаемые ответы детей: четвёртая.

Воспитатель: молодцы, посмотрите, как довольны наши зверята, значит,  мы все сделали правильно.

Итог.

Воспитатель: вот и настало время прощаться с осенним лесом и его обитателями.

Много за день мы успели,

Мы играли, песни пели.

А потом проголодались,

Еле ужина дождались.

Когда это бывает? (вечером).

Воспитатель: ребята, вам понравилась наша прогулка в осенний лес? Давайте вспомним, что мы делали в лесу? А помогут нам в этом картинки( воспитатель показывает поочерёдно карточки с изображением ёлочек и белочек, геометрических фигур, зайчика с дорожками и мячиками, лесных зверей).

Ответы детей.

Воспитатель: на прощание белочки дарят вам вкусное угощение – орешки.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, садитесь на паровозик.

( звучит « Песенка друзей»).

Методы и приемы

Обращение к личному опыту

активизация речи

обогащение словаря

Сообщение детям о действиях на НОД

Игровая мотивация (активизация внимания детей, мотивация интереса)

Задание, стимулирующее умственную активность,

развитие логического мышления

Сюрпризный момент

Оценка деятельности детей

Активизация словаря

Мотивация к деятельности

Оценка деятельности детей

Активизация словаря

Мотивация к деятельности

Задание, стимулирующее умственную активность,

развитие логического мышления детей

Предупреждение утомляемости

Задание, стимулирующее умственную активность

Оценка деятельности детей

Активизация речи

обогащение словаря

Связь концовки с зачином НОД

Сюрпризный момент.

Скачать материал